Эксплуатация стальных канатов
На надежность и долговечность канатов (наряду с правильным выбором конструктивных, прочностных, размерных параметров и правильной навеской) существенное влияние оказывает соблюдение необходимых требований по эксплуатации, начинающейся с момента получения канатов.
Контроль состояния шахтных подъемных канатов проводиться в соответствии с Правилами Безопасности.
Учет работы и расхода канатов является обязательным и рекомендуется вести в журнале, где отмечают: даты навески и снятия, периодичность смазки каната, результаты ежедневного и ежемесячного осмотров каната, данные по инструментальному контролю, а также концевую нагрузку, количество спусков-подъемов в сутки, скорость подъема.
Эксплуатация подъемного каната с выработанной поверхностью копрового шкива может привести к защемлению каната и образованию таких дефектов как волна или штопор.
Можно осуществить наплавку шкива за 0,5-1 месяца до замены каната. При работе шкива со старым канатом происходит обработка наплавленной поверхности, таким образом, новый канат будет навешан на восстановленный копровый шкив с обработанной поверхностью.
Во время эксплуатации подъемной установки необходимо исключить ослабление и напуск каната.
Не допускается трение каната о неподвижные ролики, шкивы или другие металлические детали.
При резком торможении, струна каната между барабаном подъемной машины и копровым шкивом совершает большие поперечные колебания, и канат может удариться об элементы конструкции копра, раму окна здания подъемных машин и другие конструкции. Даже незначительные поперечные удары каната могут привести к выходу его из строя, поэтому необходимо удалить строительные конструкции из зоны колебаний струны каната. Там где это невозможно, установить отбойники из дерева или другого мягкого материала. Радиус изгиба каната при соприкосновении с отбойниками должен быть не менее 15 диаметров каната.
Для защиты канатов от коррозии и абразивного изнашивания в процессе эксплуатации необходимо регулярно производить смазку их поверхности, предварительно очистив их от старой смазки и грязи. Периодичность нанесения смазки должна выбираться из условия поддержания целостности смазочного слоя на поверхности каната, но не реже одного раза в месяц. Наносить смазку необходимо как на светлые, так и на оцинкованные канаты.
Головные канаты на установках со шкивами трения можно смазывать только антикоррозионной фрикционной смазкой. Слой смазки при этом должен соответствовать рекомендациям завода изготовителя. Коэффициент трения канатов о футеровку шкива трения не должен быть ниже допустимого значения.